1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования ДОУ разработано в соответствии с: Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1115 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» с изменениями на 21 января 2019 года; Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; Приказом МОиН РФ «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательных организаций» от 14.06.2013 № 462 с изменениями на 14 декабря 2017 года; МКДО – 2021. Концепцией мониторинга качества дошкольного образования РФ./Е.Ф. Федосов Приказом Министерства образования Приморского края от 22.12.2020г. № 1350-а «Об утверждении Концепции региональное системы оценки качества образования Приморского края на 2021-2023 годы»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» от 10 декабря 2013 г. № 1324 с изменениями на 15 февраля 2017 года; Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; письмом Минобрнауки России от 1 октября 2013 г. № 08-1408 (Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования); Постановление главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения. Отдыха, и оздоровления детей и молодежи»; Постановление главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Уставом дошкольного образовательного учреждения. В настоящем Положении используются следующие термины: Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (образовательным стандартам) и потребностям заказчика, в том числе степень достижения воспитанниками планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ). Система оценки качества дошкольного образования — совокупность взаимосвязанных субъектов, объектов, показателей, критериев, способов, механизмов и процедур оценивания основных качественных характеристик дошкольного образования, свидетельствующих о выполнении установленных нормативов, стандартов, требований и ожиданий (потребностей) родителей воспитанников дошкольных образовательных организаций. 1.2. Качество образования ДО — это соответствие системы дошкольного образования, происходящих в ней процессов и достигнутых результатов ожиданиям и требованиям государства (ФГОС ДО), общества и различных групп потребителей: детей, родителей, педагогов ДОУ, учителей начальной школы (учитывая муниципальную стратегию, гражданский заказ.) Контроль за образовательной деятельностью в рамках реализации Программы в ДОУ осуществляется не за образовательными результатами детей, а за условиями ее реализации, которые и способствуют достижению детьми определенных образовательных результатов. Используемые в ДОУ критерии оценки эффективности деятельности отдельных работников должны быть построены на показателях, характеризующих создаваемые ими условия, при реализации образовательной программы (комментарии к ФГОС дошкольного образования, письмо Минобрнауки РФ от 28 февраля 2014 г. № 08-249). Оценивание качества — оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой ДОУ, заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном образовании направлено, в первую очередь, на оценивание созданных организацией условий в процессе образовательной деятельности (Примерная основная образовательная программа, 2015 год). Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования1. Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса. Внутренний мониторинг — внутренний мониторинг качества дошкольного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность в сфере дошкольного образования Экспертиза — всестороннее изучение и анализ состояния, условий и результатов образовательной деятельности. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования. Шкалы МКДО — Шкалы комплексного мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации 1.3. Данное Положение о внутренней системе оценки качества образования в ДОУ (далее – Положение) определяет цели, задачи и принципы системы оценки качества образования в детском саду (далее – ВСОКО), ее организованную и функциональную структуру, содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования и общественное участие в оценке и контроле качества образования, устанавливает единые требования при проведении мониторинга качества образования (далее – мониторинг) в дошкольном образовательном учреждении. 1.4. Система мониторинга качества образования является составной частью системы оценки качества образования и служит информационным обеспечением образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. 1.5. Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений воспитанников, эффективности образовательной программы с учетом запросов основных пользователей системы оценки качества образования. 1.6. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования ДОУ являются: Воспитатели Воспитанники Родители (законные представители) Педагогический совет ДОУ Экспертные комиссии при проведении процедур аттестации работников ДОУ. 1.7. Настоящее Положение распространяется на деятельность всех работников ДОУ, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором, в том числе, на сотрудников, работающих по совместительству. 1.8. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.9. Оценка качества образования осуществляется посредством: системы контрольно- инспекционной деятельности; - общественной экспертизы качества образования; лицензирования; государственной аккредитации; мониторинга качества образования. 1.10. В качестве источников данных для оценки качества образования используются: образовательная статистика; мониторинговые исследования; социологические опросы; отчёты работников детского сада; посещение мероприятий, организуемых педагогами ДОУ; отчёт о результатах самообследования ДОУ. 1.11. Проведение мониторинга ориентируется на основные аспекты качества образования: качество процессов; качество условий ( программно – методические, материально – технические, кадровые, информационно – технические, организационные и др.); качество результата. 1.12. Направления мониторинга определяются, исходя из оцениваемого аспекта качества образования по результатам работы ДОУ за предыдущий учебный год, в соответствии с проблемами и задачами на текущий год. 1.13. На основании данного положения ДОУ обеспечивает разработку, внедрение, проведение необходимых оценочных процедур, анализ, учёт и дальнейшее использование полученных результатов. 1.14. Экспертная рабочая группа для проведения ВСОКО создаётся на основании приказа заведующего ДОУ в количестве 4-5 человек. 1.15. Система внутреннего мониторинга является составной частью годового плана работы дошкольного образовательного учреждения. 2. Основные цели, задачи и принципы внутренней системы оценки качества образования 2.1.Целями ВСОКО являются: информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере дошкольного образования; непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность); предоставление всем участникам образовательной деятельности и общественности достоверной информации о качестве образования; принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; прогнозирование развития образовательной системы детского сада. 2.2. Задачами построения ВСОКО являются: формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению; формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования дошкольной образовательной статистики и мониторинга качества образования; изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности ДОУ; определение степени соответствия условий, осуществления образовательной деятельности государственным требованиям; -определение степени соответствия образовательных программ с учётом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям; обеспечение доступности качественного образования; оценка уровня индивидуальных образовательных достижений воспитанников; определение степени соответствия качества образования в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным и социальным стандартам; выявление факторов, влияющих на качество образования; содействие повышению квалификации воспитателей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям воспитанников; определение рейтинга и стимулирующих доплат педагогам; расширение общественного участия в управлении образованием в ДОУ; содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования. 2.3. В основу ВСОКО положены следующие принципы: Ориентация на формирование единого образовательного пространства. Принципиально важно использовать единый инструментарий МКДО, позволяющий синхронизировать понимание данных требований на всех уровнях управления системой дошкольного образования — институциональном, муниципальном, региональном и федеральном, а также обеспечить регулярную актуализацию инструментария МКДО с учетом изменений в нормативно-правовой базе Российской Федерации. Ориентация на формирование надежной доказательной базы принятия решений. Системе управления качеством, отвечающей современным требованиям, необходима надежная доказательная база. Управленческие решения о применении тех или иных диагностических, обучающих и воспитательных мероприятий должны опираться на надежные данные, полученные в ходе мониторинга. Для формирования надежной доказательной базы в процессе МКДО необходимо: – собирать актуальную и значимую информацию о качестве дошкольного образования, необходимость и важность которой для развития образовательной системы доказаны в ходе целенаправленных научно-педагогических исследований; – собирать разностороннюю и комплексную информацию о качестве дошкольного образования, позволяющую учесть мнение всех заинтересованных лиц, а также получить представление об их вкладе в качество дошкольного образования, об эффективности сотрудничества ДОО, учредителей ДОО, государственных и муниципальных органов управления системой образования, сетевых партнеров и других лиц, включенных в реализацию образовательной деятельности ДОО, а также о рисках и возможностях каждого из участников образовательного процесса; – обрабатывать, систематизировать и анализировать собранную информацию в разрезе областей и показателей качества, единых для всех уровней управления системой образования Российской Федерации, необходимых для получения целостного представления о качестве дошкольного образования Российской Федерации; – открывать широкий доступ к сформированной доказательной базе для принятия решений в области развития качества дошкольного образования, совершенствования его нормативно-правовой основы, своевременного применения мер по предупреждению и/или минимизации негативных последствий, а также максимального использования возникающих возможностей. Ориентация на создание развивающей образовательной среды. Качество образовательной среды определяется качеством содержания обучения и воспитания, образовательного процесса и образовательных условий. В основе качества образовательного процесса лежит качество отношений и качество взаимодействия взрослых и детей, а также детей друг с другом. Условия реализации образовательной деятельности — квалификация педагога и условия его работы в ДОО (кадровые условия), временные условия (режим и распорядок дня), пространственные (организация пространства внутреннего помещения и внешней территории), материально-технические (оснащение внутреннего помещения и внешней территории) — содействуют или препятствуют реализации качественного образовательного процесса взаимодействия, развитию детской активности и реализации детских инициатив, эмоциональному благополучию, здоровью и безопасности детей, профессиональному развитию педагогических работников, участию родителей в образовательной деятельности. Ориентация на эффективное развитие дошкольного образования в Российской Федерации. Создание информационных условий для повышения эффективности управления качеством дошкольного образования, сформировать надежную основу эффективного развития ДОО и системы дошкольного образования Российской Федерации в целом. Ориентация на непрерывное совершенствование. Для постоянного повышения качества дошкольного образования в Российской Федерации необходимо поддерживать и развивать механизмы совершенствования на всех уровнях: от педагога в детской группе до федеральных органов управления системой образования. Ориентация на открытость и консенсус. Для совершенствования качества дошкольного образования необходимо объединение усилий всех участников отношений в сфере образования. Данные ВСОКО должны служить основой профессионального обсуждения рисков и возможностей образовательной системы. 3. Организационная и функциональная структура ВСОКО 3.1. Организационная структура ДОУ, занимающаяся ВСОКО и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию ДОУ, педагогический совет и членов экспертной рабочей группы. 3.2. Администрация ДОУ: формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО ДОУ и приложений к ним, утверждает их приказом заведующего ДОУ и контролирует их исполнение; разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы ВСОКО ДОУ, участвует в этих мероприятиях; обеспечивает на основе образовательной программы проведение в детском саду контрольно – оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; организует систему мониторинга качества образования в ДОУ, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития, анализирует результаты оценки качества образования на уровне детского сада; организует изучение информационных запросов основных пользователей ВСОКО; обеспечивает условия для подготовки работников ДОУК и общественных экспертов по осуществлению контрольно – оценочных процедур; обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно – аналитические материалы по результатам ( анализ работы ДОУ за учебный год, самообследование деятельности ДОУ); принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 3.3. Экспертная рабочая группа: - создаётся по приказу заведующего на начало каждого учебного года; разрабатывает методики ВСОКО; участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития ДОУ; готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам ВСОКО на уровне ДОУ; обеспечивает на основе ООП ДО и АООП ДО в ДОУ контрольно – оценочные процедуры, мониторинговые , социологические и статистические исследования по вопросам качества образования. 3.4. Педагогический совет ДОУ: принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей ВСОКО ДОУ; принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития ВСОКО в ДОУ; содействует определению стратегических направлений развития системы образования в детском саду; принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательной деятельности в ДОУ; содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; заслушивает информацию и отчёты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений , взаимодействующих с ДОУ по вопросам образования, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно – гигиенического режима в детском саду, об охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной деятельности ДОУ. 4. Реализация внутреннего мониторинга качества образования 4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования. 4.2. Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательной деятельности детского сада, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования. 4.3. Процесс ВСОКО состоит из следующих этапов: 4.3.1. Нормативно-установочный: определение основных показателей, инструментария, определение ответственных лиц, подготовка приказа о сроках проведения. 4.3.2. Информационно – диагностический: сбор информации с помощью подобранных методик. 4.3.3. Аналитический: - анализ полученных результатов, сопоставление результатов с нормативными показателями, установление причин отклонения, оценка рисков. 4.3.4. Итогово – прогностический: предъявление полученных результатов на уровень педагогического коллектива, разработка дальнейшей стратегии работы ДОУ. 4.4. Предметом системы оценки качества образования являются: качество условий реализации ООП ДО/АООП /ДО ДОУ; качество организации образовательной деятельности, включающей условия организации образовательной деятельности, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, организация питания; качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых реализуемых в детском саду, условия их реализации; воспитательная работа; профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования; эффективность управления качеством образования и открытость деятельности ДОУ; состояние здоровья воспитанников. 4.5. Реализация ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования. Содержание процедуры ВСОКО включает в себя следующие требования: 4.5.1. Требования к психолого – педагогическим условиям: наличие диагностического минимума для психолого – педагогического отслеживания динамики развития воспитанников в том числе измерение их личностных образовательных результатов; наличие условий для медицинского сопровождения воспитанников в целях охраны и укрепления их здоровья, коррекции, имеющихся проблем со здоровьем; наличие консультативной поддержки педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам коррекции, образования воспитанников, инклюзивного образования; наличие организационно – методического сопровождения процесса реализации ООП/ АООП ДО, в том числе, в плане взаимодействия с социумом; оценка возможности предоставления информации о ООП ДО/ АООП ДО семьям воспитанников и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательный процесс, а также широкой общественности; - оценка эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие мероприятия, режим дня и т.д). 4.5.2. Требования к кадровым условиям: укомплектованность кадрами; образовательный ценз педагогов; соответствия профессиональным компетенциям; уровень квалификации (динамика роста числа работников, прошедших аттестацию); динамика роста категорийности; результативность квалификации (профессиональные достижения педагогов); наличие кадровой стратегии. 4.5.3. Требования к материально – техническим условиям: оснащённость групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; оценка состояния условий образования в соответствии с нормативами и требованиями СанПиН; - оценка соответствия службы охраны труда и обеспечения безопасности ( ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности) требованиям нормативных документов; информационно – технологическое обеспечение ( наличие технологического оборудования, сайта, программного обеспечения). 4.5.4. Требования к финансовым условиям: финансовое обеспечение реализации ООП ДОУ/ АООП ДОУ осуществляется исходя из стоимости услуг на основе государственного (муниципального) задания. 4.5.5. Требования к развивающей предметно – пространственной среде: соответствие компонентов предметно – пространственной среды ФГОС ДО; организация образовательной среды и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря ( в здании и на участке) в соответствии с требованиями ФГОС ДО ( трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность); наличие условий для инклюзивного образования; наличие условий для общения и совместной деятельности воспитанников и взрослых, двигательной активности, а также возможности для уединения; учёт национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. 4.6. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности ДОУ. 4.7. Критерии представлены набором расчётных показателей, которые при необходимости могут корректироваться . 4.8. Периодичность проведения ВСОКО – один раз в год, в итоге составляется аналитический отчёт ( по результатам сравнительно – аналитической деятельности на начало и конец учебного года, для детей с ОВЗ по решению ПМПк). 4.9. По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся соответствующие документы – аналитические справки и приказы, отчёты со схемами, таблицами, графиками, диаграммами, обработанные с использованием стандартизированных компьютерных программ, публичный доклад, самообследование, которые доводятся до сведения педагогического коллектива ДОУ, учредителя, родителей ( законных представителей). 4.10. Результаты мониторинга являются основанием для принятия административных решений на уровне ДОУ. 4.11. Администрация детского сада ежегодно публикует доклад о состоянии качества образования на официальном сайте ДОУ. 5. Общественное участие в оценке и контроле качества образования 5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путём предоставления информации: основным потребителям результатов ВСОКО; средствам массовой информации через публичный доклад заведующего ДОУ; Размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте детского сада. 5.2. Дошкольная система оценки качества образования предполагает участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами. 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение о ВСОКО является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете и утверждается ( либо вводится в действие) приказом заведующего ДОУ. 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 6.3. Положение о ВСОКО ДОУ принимается на неопределённый срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего Положения. 6.4. После принятия Положения ( или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 7. Подведение итогов и оформление результатов внутренней оценки качества образования 7.1. Формой отчета является аналитическая справка, которая предоставляется не позднее 7 дней с момента завершения ВСОКО. 7.2. По итогам ВСОКО проводятся заседания педагогического совета ДОУ, производственные собрания, административные и педагогические совещания. 7.3. По окончании учебного года, на основании аналитической справки по итогам ВСОКО, определяются: качество условий образования в ДОУ, сопоставление с нормативными показателями, проблемы, пути их решения и приоритетные задачи ДОУ для реализации ООП ДО в новом году. 7.4. Аналитические данные являются документальной основой для составления ежегодного отчета о результатах самообследования ДОУ, для разработки и корректировки ООП ДО, АООП, ДОП, годового плана ДОУ. 8. Делопроизводство 8.1. Результаты ВСОКО (информационно – аналитические справки, таблицы, диаграммы и др.) оформляются на бумажных и электронных носителях и хранятся в течение трех лет. 8.2. По истечении срока хранения документация по результатам ВСОКО передается в архив ДОУ. ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ С ПОЛОЖЕНИЕМ ВСОКО № п/п Дата ознакомления ФИО Должность Роспись Приложение № 1 Инструменты внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) Условия реализации программы 1. Психолого-педагогические условия Позиция оценивания Баллы Эмоциональное развитие Требуется серьезная работа по Качество стремится к базовому повышению качества 1 балл 2 балла Социально-коммуникативное развитие А. Предусмотрено эмоциональное А.Предусмотрена регулярная развитие (далее- ЭР) воспитанников деятельность по ЭР воспитанников ДОО. группы. Б.Педагог поддерживает эмоциональное благополучие детей в течение дня, сглаживает негативные эмоциональные «вспышки» в ГРУППЕ. В. В группе имеются материалы для ЭР детей. Б.Педагог помогает детям понять, что они чувствуют, вербализировать свои эмоциональные переживания, а также распознать чувства и состояния окружающих, опираясь на их лица, жесты, позу. В. В группе воспитанникам доступны большую часть дня материалы для ЭР Базовый уровень 3 балла А. В планах ОД предусмотрены эмоционально насыщенные события, позволяющие вызвать эмоциональное отношение и отклик ребенка на него (напр., праздники, просмотр видеофильмов, встречи с интересными людьми и пр.) Б. Педагог учит детей адекватному эмоциональному отношению к людям, их настроению, чувствам и поступкам, адекватному эмоциональному реагированию на конкретные ситуации. В. Воспитанникам доступны разные материалы для ЭР, напр., дидактические материалы, детские книги, иллюстрирующие 1 разные эмоциональные состояния, книги с художественными произведениями, которые могут служить опорой в работе над эмоциональным развитием. Социальное развитие А.Предусмотрено социальное развитие (СР) воспитанников ДОО. Б. В ГРУППЕ создана атмосфера психологической безопасности взаимодействия (напр., дети не боятся высказывать свое мнение, не боятся, что их будут ругать, чувствуют готовность педагога принять их точку зрения, адекватно отреагировать). А. Предусмотрены мероприятия, нацеленные на развитие навыков совместной деятельности в различных ситуациях Б. Детей учат действовать в простых социальных ситуациях (напр., учат, как обращаться за помощью в случае необходимости, как выражать благодарность, как заявлять о своих потребностях, как задавать вопросы). В. Игровые материалы для совместной игры доступны в течение А.В ООП ДО и других локальных актах ДОО предусмотрено системное развитие: СР интегрировано в целостный образовательный процесс ДОО, освоение разностороннего содержания СР происходит во взаимосвязи с содержанием всех образовательных областей ФГОС ДО, в различных видах деятельности с учетом потребностей и возможностей, интересов и инициативы воспитанников ДОО. Б. В ГРУППЕ создана атмосфера сотрудничества, участия, диалога, которая позволяет детям свободно выражать свои взгляды, высказывать свое мнение и проявлять свою инициативу. Поощряется уважительное отношение друг к другу, у детей развивается чувство принадлежности к сообществу. 2 Коммуникативная активность В. В группе имеются оборудование и материалы для совместной деятельности детей и взрослых большей части дня А.Предусмотрено развитие коммуникативных способностей воспитанников (как способностей передавать, получать и обмениваться смыслами в социальной среде). А.Предусмотрена регулярная коммуникативная активность для развития коммуникативных способностей детей. Напр., регулярные беседы на различные темы. Б. Педагог дружелюбно Б. Педагоги активно общаются с приветствует всех детей, называя их детьми в течение всего времени по имени (напр., «Доброе утро, бодрствования детей. Саша», «Катя, здравствуй»). Развитие речевого слуха В. В ГРУППЕ имеются некоторые В. Пространство группового материальнотехнические помещения и его оснащение возможности для коммуникативной позволяют организовать регулярную активности воспитанников (напр.. ежедневную коммуникативную выделено место для группового активность детей. общения детей). Речевое развитие А Предусмотрено развитие А Предусмотрены речевые игры в речевого слуха воспитанников в соответствии с возрастными соответствии с возрастными особенностями воспитанников. особенностями. В. Воспитанникам доступны разные материалы для СР, напр., дидактические материалы, детские книги, иллюстрирующие различные социальные ситуации и поведение людей в них А.Предусмотрена система развития коммуникативных способностей детей с учетом их потребностей, возможностей, интересов и инициативы. Б. Детям предоставляется возможность выражать свои переживания, чувства, мнения, убеждения и выбирать способы их выражения, исходя из имеющегося у них опыта в ходе всего образовательного процесса (не только во время свободной игры). В. В групповом помещении присутствуют информационные материалы, описывающие правила общения, установленные в ГРУППЕ. А Предусмотрено системное развитие речевого слуха воспитанников в целостном образовательном процессе во 3 всех образовательных областях с учетом возрастных особенностей, потребностей, возможностей, интересов и инициативы. Б В течение большей части дня дети слышат правильную речь взрослых (в т. ч., речь педагога, аудио- и видеозаписи и пр.). В течение большей части дня дети слышат правильную речь взрослых (в т. ч., речь педагога, аудио- и видеозаписи и пр.). В. Организация пространства и оснащение ГРУППЫ позволяют организовать развитие неречевого и речевого слуха детей. Обогащение активного словарного запаса А. Предусмотрена педагогическая работа по расширению словарного запаса детей. Б .Педагог называет предметы и комментирует ситуации, возникающие в повседневной деятельности детей и в ходе Б Педагог, услышав неправильное звучание слова от ребенка, доброжелательно повторяет следом это слово в правильном звучании. Б Педагоги проговаривают с детьми рифмы, стихотворения, поют песни, заучивают скороговорки и чистоговорки, организуют речевые игры, обращают внимание детей на звуки в словах. В. Организация пространства и оснащение ГРУППЫ позволяют организовать регулярную ежедневную работу по развитию неречевого и речевого слуха детей. В.Пространство и его оснащение позволяет организовать различные формы деятельности, способствующие развитию слуха детей. Детям в группе доступны различные материалы и оборудование для развития речевого слуха. А .Предусмотрена регулярная А. Предусмотрены различные педагогическая работа по обогащению формы деятельности по активного словарного запаса детей. развитию словарного запаса детей в группе, реализуемые с активным участием детей. Б .Наблюдается регулярная деятельность по развитию словарного запаса воспитанников. Б. Педагоги побуждают детей разворачивать свои высказывания, задают детям вопросы, стимулирующие 4 различных образовательных ситуаций. В. в ГРУППЕ имеются некоторые материально-технические возможности для развития словарного запаса детей. Напр., имеются детские книги, предметы для рассматривания, сравнения, обсуждения свойств, действий с предметами и пр. Предпосылки грамотности А .Предусмотрена педагогическая работа по развитию понимания речи и способности выразить свои мысли (развитие связной речи). развернутые ответы детей (напр. «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Где?» и т. д.), поощряют детей задавать свои вопросы. В . Пространство группового помещения и его оснащение позволяют организовать регулярную ежедневную работу по развитию словарного запаса детей. Напр., для стимулирования словарной работы в старшем возрасте по видовому/ родовому обобщению и пр. детям доступны предметы и материалы (картинки и фигурки зверей и их детенышей, птиц, людей, транспортных единиц и пр.). А. Предусмотрена регулярная (не реже 2 раз в неделю) работа по развитию понимания речи и грамотности воспитанников. Напр., прослушивание рассказов и обсуждение его героев. Б. Педагог уделяет внимание развитию понимания речи (во время Б. Наблюдается регулярная наблюдения отмечены 2–3 деятельность по развитию понимания соответствующие ситуации) речи. Напр., педагог обращает внимание детей на различные записи в окружающем мире (вывески, указатели, подписи под картинками и пр.) и зачитывает их, детей учат рассказывать истории или случаи из В. Пространство и его оснащение позволяет организовать различные формы деятельности, способствующие развитию словарного запаса детей. Детям в группе доступны различные материалы и оборудование для развития словарного запаса. Напр., если изучаются насекомые, то фигурки насекомых, которые можно подержать в руках и поговорить о них, книги o насекомых и пр. А. Предусмотрены различные формы образовательной деятельности для развития понимания звучащей речи, соответствующие возрасту детей. Б. Дети отображают услышанное, напр., в своих рисунках, в письменной форме (даже самой неуклюжей), создавая подписи к объектам своего творчества (напр., подписывают свое имя, если могут). 5 Познавательноисследовательская деятельность и экспериментирование жизни в правильной последовательности событий. Познавательное развитие А. Предусмотрена организация А .Предусмотрена организация и исследовательской деятельности оснащение пространства для детей и экспериментирования. реализации исследовательской деятельности детей и экспериментирования. Б .В ГРУППЕ реализуется исследовательская деятельность и экспериментирование воспитанниками ДОО Б. В ГРУППЕ реализуется регулярная исследовательская деятельность детей и экспериментирование (не менее 1 раза в неделю).Напр., дети заинтересованно играют с А.Предусмотрена система организации исследовательской деятельности детей и экспериментирования при реализации различных форм деятельности во всех образовательных областях с учетом потребностей, возможностей, интересов и инициативы воспитанников. Напр., для развития математических представлений предусмотрено исследование свойств или размеров объектов (измерения, сравнения, анализ) или при изучении окружающего мира исследование его отдельных аспектов (наблюдают за динамикой роста растений, письменно фиксируют результаты наблюдений и анализируют их), описаны процессы подготовки места для экспериментов и его оснащения, контроль безопасности и пр.) Б. Исследования и свободное экспериментирование является естественной частью ежедневной деятельности детей в ГРУППЕ. 6 В. Пространство ГРУППЫ и его оснащение предоставляют возможность для детских исследований и экспериментов. Напр., имеются некоторые материалы и инструментарий для детского экспериментирования (напр., цветная и белая бумага, ножницы и пр.). Развитие воображения и творческой активности А Предусмотрено развитие воображения и творческой активности воспитанников. Б Педагогом развивается воссоздающее воображение (репродуктивное), позволяющее посвоему воспроизвести увиденное (напр., выполнить задание по образцу, собрать конструкцию из деталей по образцу и пр.). Педагогом развивается воссоздающее воображение (репродуктивное), позволяющее посвоему воспроизвести увиденное (напр., выполнить задание по различными предметами и материалами, экспериментируя с их свойствами, собирая, классифицируя и пр. В. Пространство группового помещения и его оснащение позволяют организовать регулярную исследовательскую деятельность детей и экспериментирование. Напр., выделены и оснащены места для детских исследований и экспериментов. В .Детям доступны различные вещества, материалы и инструментарий для проведения экспериментов и исследований. Напр., для экспериментов с водой, с песком и другими сыпучими продуктами, для различного рода измерений (весы, рулетка и пр.). А Предусмотрена регулярная А Предусмотрена системное творческая активность воспитанников, развития воображения, способствующая развитию их творческого мышления воображения. Напр., регулярные воспитанников во всех творческие занятия или образовательных областях с самостоятельная деятельность по учетом их потребностей, конструированию и т.п. возможностей, интересов и инициативы. Б Педагогом стимулируется творческое воображение, в ходе Б Совместная деятельность которого создаются новые образы без взрослых и детей стимулирует опоры на готовое описание или их воссоздающее и творческое изображение (напр., предлагается воображение. Детям доступен построить дом, подходящий зайцу, без выбор: воспроизвести образец опоры на образец). (напр., выложить из фигур узор по образцу) или придумать свой. Педагог совместно с детьми чтото придумывает, обсуждает разные идеи и реализует 7 образцу, собрать конструкцию из деталей по образцу и пр.). В Используемые для познавательной активности детей вещества, предметы и материалы соответствуют возрастным характеристикам детей. Математические представления А математической деятельности соответствует возрасту и возможностям детей. Содержание математической деятельности соответствует возрасту и возможностям детей. Б Педагог знакомит детей с основными математическими представлениями, соответствующими возрастным особенностям восприятия детей. Педагог знакомит детей с основными математическими представлениями, соответствующими возрастным особенностям восприятия детей. В Детям доступны некоторые некоторые из них. В Детям доступны в течение значительной части дня некоторые предметы и материалы для реализации творческих замыслов. А. Предусмотрено регулярное знакомство детей с математическими понятиями (напр., названиями геометрических фигур, числами, отношениями в доступной им форме (наглядной, связанной с их текущим опытом, с возможностью сенсорного восприятия и пр.) Б Педагог интегрирует некоторые математические аспекты в повседневную жизнь детей (Напр., совместно с детьми отмечает текущую календарную дату). В Детям доступны математические пособия, дидактические и природные В Пространство ГРУППЫ организовано так, чтобы предоставить детям выбор творческой активности (напр., уголок строительства и конструирования, уголок художественного творчества, музыкальный центр группы). А Предусмотрено освоение разностороннего математического содержания (пространство и формы, числа и счет, геометрические фигуры и объекты, время и календарь и т.п.). Б Педагог поддерживает убежденность детей в собственных силах и способностях справиться с поставленными задачами. В Пространство ГРУППЫ 8 Первичные представления об окружающем мире материалы, способствующие развитию математических представлений (напр., счетные палочки, геометрические фигуры). материалы для освоения математического содержания. А Предусмотрено развитие представлений об окружающем мире в части его природной составляющей и составляющей, создаваемой человеком и человеческим обществом. А Предусмотрено регулярное развитие представлений ребенка об окружающем мире, в т.ч. себе, как о его части (свое тело, отношение к окружающему миру и пр), о других людях, объектах и явлениях природы, их свойствах (свойства почвы, воды, огня, ветра) и отношениях, создаваемой человеком материальнотехнической составляющей окружающего мира, о влиянии человеческой деятельности на природу Б Педагоги поддерживают естественный интерес детей к предметам, событиям и явлениям окружающего мира. В Детям доступны некоторые материалы, способствующие развитию представлений об окружающем мире (напр., книги, учебные тетради, картинки). организовано так, чтобы предоставить детям возможности для математической деятельности в течение значительной части дня (напр., выделен «центр математики»). А Предусмотрено развитие целостных и системных представлений детей об окружающем мире (напр., представления о природных экосистемах, разворачивание ленты истории техники и технологий, взаимосвязи разных событий и пр.) с учетом потребностей и возможностей, интересов и инициативы детей. Б Педагог читает книги, проводит беседы, экскурсии, организуют просмотр фильмов, иллюстраций познавательного содержания и предоставляет информацию в других формах Б Наблюдается регулярная деятельность по развитию представлений об окружающем мире в доступной им форме (напр., через чувственный опыт) и на доступном им уровне. В Детям доступен разнообразный материал (напр., в уголке науки) для развития В Детям доступны природные и естественнонаучных знаний и рукотворные материалы для получения опыта (плакаты, расширения представлений об книги, пазлы, часы, микроскоп и окружающем мире, различные пр.). вещества и материалы для изучения 9 Представления об отечественных традициях и праздниках. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства А Предусмотрено приобщение детей к нормам и традициям семьи, общества и государства. Б Проводятся мероприятия, развивающие представления детей об отечественных традициях и праздниках (напр., новогодние праздники, День Победы, проводы русской зимы). В В ГРУППЕ представлены некоторые материалы, связанные с отечественными традициями и праздниками. Изобразительное творчество их свойств путем реального взаимодействия с ними. А Предусмотрено развитие представлений о малой родине и Отечестве, о ценностях и традициях нашего народа, праздниках родного края, семейных праздниках (напр., День города, дни рождения важных для малой родины известных личностей). Б Наблюдается регулярная деятельность по развитию представлений об окружающем социальном мире в доступной им форме (напр., с помощью наглядных материалов) и на доступном им уровне. В В оформлении ГРУППЫ используются материалы, связанные с семейными и личными праздниками (напр., фотографии именинников с поздравлениями). Художественно-эстетическое развитие А Предусмотрено знакомство детей А Предусмотрено регулярная работа, с изобразительным творчеством.. стимулирующая изобразительное творчество детей. Напр., знакомство детей с различными образцами изобразительного творчества, работами известных художников, скульпторов, архитекторов (картинами, альбомами по искусству, А Знакомство детей с многообразием окружающего социального мира интегрировано с содержанием других образовательных областей (напр., на математике рассматриваются традиции счета в разных странах). Б Наблюдается системное разностороннее развитие представлений об окружающем социальном мире (пронизывает весь образовательный процесс во всех образовательных областях). В Детям доступны различные материалы для знакомства с родной культурой (напр., одежда, куклы в национальной одежде, муляжи продуктов питания и пр.). А Предусмотрено разностороннее творческое развитие детей в разных сферах изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, фотоискусство), интегрированные в различные образовательные области, 10 скульптурами). реализуемое в разных формах деятельности (в игре, творческих занятиях и пр.). Б Наблюдается регулярная деятельность, стимулирующая изобразительное творчество детей. Напр., педагоги учат детей определенным приемам изобразительного творчества, необходимым для создания творческих работ с опорой на образец, развивают навыки владения различными инструментами (напр., кистью, карандашами, ножницами). Б Педагог показывает детям различные техники и приемы для воплощения их замыслов и рассказывает о них, учит систематизировать и размещать в нужном порядке используемые для творчества материалы. Б Педагоги периодически организуют творческие занятия с детьми. В В ДОО имеются некоторые материалы и инструменты для творческих занятий с детьми (белая и цветная бумага, краски, кисточки клей и пр.). Музыка и музыкальное творчество А Предусмотрено знакомство детей с музыкой и музыкальной культурой (напр., прослушивание музыки, музицирование и пр.). В Детям доступны для самостоятельного использования некоторые материалы и инструменты для творчества. Не менее 2 видов А Предусмотрена регулярная музыкальная деятельность (напр., движение под музыку, пение, прослушивание музыкальных произведений и пр.). В Выделена пространственная зона для самостоятельных творческих занятий детей А Предусмотрена систематическая музыкальная деятельность детей (прослушивание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, хороводы, танцы), реализуемая с учетом потребностей, возможностей, интересов и инициативы детей. Музыка интегрирована в разные образовательные области и формы образовательной деятельности. Напр., в 11 Б Педагог включает музыкальную деятельность в образовательный процесс. В В ДОО имеются некоторые музыкальные записи, звучащие игрушки (напр., колокольчики или трещотки). Двигательная активность. Б Наблюдается регулярная деятельность, стимулирующая музыкальное творчество детей. Напр., педагог вовлекает детей в музыкальную деятельность (напр., поет вместе с ними, слушает музыку, отхлопывает ритм ладонями, устраивает игры с музыкальным сопровождением). В Педагогам доступны для использования в образовательной деятельности музыкальные коллекции (записи на CD, DVD, различных электронных носителях). Физическое развитие А Предусмотрено наличие А Предусмотрена организация и пространства в помещении ДОО и оснащение пространства для территории на свежем воздухе для двигательной активности детей в организации двигательной форме как спонтанной, так и активности детей (напр., в группе, организованной деятельности. Напр., зале, на игровой площадке). для зарядки, подвижных игр и пр. Б Педагог включает двигательную Б Педагог стимулирует двигательную математической деятельности используются ритмические песни-считалочки, физкультура проходит в музыкальном сопровождении и пр. Б Наблюдается систематическая музыкальная деятельность детей с учетом их потребностей, возможностей и интересов. Педагог в ГРУППЕ совместно с детьми занимается разнообразной музыкальной деятельностью (поет песни, считалочки, двигается под ритмичную музыку, устраивает музыкальные постановки). В Детям доступны для самостоятельного использования различные музыкальные материалы и оборудование (Напр., инструменты, различные музыкальные аудио-коллекции и пр.). А Предусмотрены системная поддержка двигательной активности в течение дня в ГРУППЕ и в ДОО в целом. Б Движение и двигательная 12 активность в образовательный процесс. активность детей, позволяет им ощутить границы физических возможностей (напр., позволяет самому забраться на лошадку и упасть с нее) и даже испытать некоторый страх, удерживающий от опасных движений В Пространство группового помещения организовано так, что разные виды активностей не мешают друг другу (отделены зоны активных и спокойных игр). активность детей выстроена с учетом потребностей, возможностей, интересов и инициативы воспитанников А Предусмотрена педагогическая работа по становлению здорового образа жизни ребенка. А Предусмотрены регулярные ситуации и мероприятия по формированию здорового образа жизни (напр., формирование привычек здорового питания, соблюдения правил личной гигиены). А Предусмотрена системная работа по формированию здорового образа жизни (привычек здорового питания, закаливания, регулярной двигательной активности и пр.) с учетом потребностей, возможностей, интересов и инициативы детей. Б Педагоги соблюдают правильный режим дня, приучают детей к соблюдению режима и правил личной гигиены Б Взрослые способствуют развитию у детей ответственного отношения к своему здоровью, рассказывают детям о том, что может быть полезно и что вредно для их организма. В Имеется пространство во внутреннем помещении ДОО для двигательной активности детей (напр., в ГРУППЕ, в коридоре, в отдельном зале). Здоровый образ жизни В Имеется помещение для различной двигательной активности детей (напр., спортивный зал позволяет бегать, прыгать, залезать на шведскую стенку и пр.). Б Педагог совместно с детьми в ходе разных мероприятий и повседневной жизни обсуждает, что полезно и что вредно для здоровья, помогает детям осознать пользу здорового образа жизни, соблюдения его элементарных норм и правил (используя рассказы, видео, электронные ресурсы, экскурсии 13 В В ДОО имеются различные средства личной гигиены, и они доступны детям. В Детям доступны для использования в ДОО материалы, стимулирующие формирование здорового образа жизни. и пр.). В Детям доступны различные материалы для формирования здорового образа жизни. Напр., книги, оборудование для закаливания, электронные ресурсы, способствующие становлению здорового образа жизни. 2. Кадровые условия Позиция оценивания Баллы Профессиональная квалификация педагогов. Требуется серьёзная работа по повышению качества 1 балл А. Предусмотрены требования к профессиональной квалификации педагогов группы (далее – педагогов), соответствующие требованиям ФГОС ДО и действующего Профессионального стандарта педагога. Качество стремится к базовому Базовый уровень 2 балла А. Предусмотрено регулярное повышение квалификации педагогов и/или другие формы дополнительного профессионального образования (не реже 1 раза в 3 года). 3 балла А. Предусмотрено систематическое повышение профессиональной квалификации педагогов, либо привлечение других квалифицированных педагогов (не закрепленных за данной группой) для выполнения требований к кадровым условиям по реализации ООП ДОУ (реализация всех указанных в ООП ДО форм образовательной деятельности во всех образовательных областях) с учетом потребностей, способностей, интересов и инициативы воспитанников Предусмотрена регулярная аттестация педагогов с целью подтверждения соответствия или требованиям к занимаемым должностям. 14 Б Педагоги имеют образование не ниже среднего профессионального по направлению «Образование и педагогика» либо среднего непедагогического с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности. Профессиональное развитие педагогов Б. Педагогические работники ДОО проходят регулярно аттестацию в целях установления квалификационной категории (отмечены случаи за предшествующие 3 года). А.. Предусмотрено А. Предусмотрено регулярное профессиональное развитие педагогов профессиональное развитие группы (далее – педагогов). педагогов. Изучение психологопедагогической и методической литературы, освоение новых педагогических технологий. Б. Осуществляется профессиональное развитие педагогов группы. В. Имеется некоторое материальнотехническое и учебно-методическое Б. Осуществляется регулярное профессиональное развитие педагогов (помимо проведения повышения квалификации, которая учитывается в показателе 5.1.1.) В. Имеются условия для регулярного профессионального группы. Б. Педагоги систематически повышают свою профессиональную квалификацию, с целью выполнения всех требований ООП ДО с учетом потребностей, способностей, интересов и инициативы воспитанников ГРУППЫ (по заявительной информации). А Предусмотрено системное профессиональное развитие педагогов. Выстроена система разностороннего профессионального развития педагогов во всех образовательных областях, овладения навыками реализации различных форм образовательной деятельности. Предусмотрено время в течение рабочего дня для профессионального развития педагогов. Б Осуществляется системное профессиональное развитие педагогов (разностороннее развитие в разных образовательных областях и формах образовательной деятельности). В. Созданы условия для системного профессионального 15 Совершенствование педагогической работы обеспечение для профессионального развития педагогов группы. А.. Предусмотрено совершенствование качества педагогической работы в группе. Б. Педагогами осуществляется совершенствование качества педагогической работы. В. В свободном доступе педагогов находятся некоторые материалы, необходимые для анализа качества педагогической работы Система оплаты труда педагогов А. Трудовым договором предусмотрена выплата развития. развития педагогов. А. Предусмотрено регулярное совершенствование качества педагогической работы. А.. Предусмотрено системное совершенствование качества педагогической работы во всех образовательных областях и формах образовательной деятельности с учетом изменяющихся условий (потребностей, возможностей, интересов и инициативы воспитанников). Б. Педагоги ДОО отмечают, что занимаются самосовершенствованием педагогической работы, опираясь на результаты профессиональной саморефлексии, а также получают обратную связь коллег и руководства, методическую помощь в вопросах совершенствования педагогической работы. В Педагогам доступны материалы и инструментарий для анализа педагогической работы, методические рекомендации, позволяющие повысить качество педагогической работы в группе. А. Средний размер заработной платы педагогов группы равен или Б. Педагоги оценивают самостоятельно и с помощью коллег качество своей работы. В. В свободном доступе педагогов находятся пространственные возможности и различные материалы и средства для совершенствования качества педагогической работы. А. Средний размер заработной платы педагогов группы равен 16 ежемесячной заработной платы педагогам ДОУ, согласно штатному расписанию и/или заключенным договорам гражданско-правового характера. Б. В. - превышает минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации. Б. Для педагогов группы установлены компенсирующие выплаты. В. Для педагогов группы установлены стимулирующие выплаты. Позиция оценивания Профессиональное образование педагогов Уровень квалификации педагогов Самосовершенствование качества педагогической работы (курсы повышения квалификации) или превышает среднюю заработную плату по региону. Б. Компенсирующие выплаты соответствуют фактически реализуемой деятельности педагогами группы. В. При определении подходов к расчету стимулирующих выплат учитывается мнение представительного органа работников. 1 балл Доля педагогов, имеющих профессиональное дошкольное образование: 1-25 % Доля педагогов, аттестованных на 1 и высшую категорию: 1-25 % 2 балла Доля педагогов, имеющих профессиональное дошкольное образование: 26-50 % Доля педагогов, аттестованных на 1 и высшую категорию: 26-50 % 3 балла Доля педагогов, имеющих профессиональное дошкольное образование: 51-100 % Доля педагогов, аттестованных на 1 и высшую категорию: 51-100 % Доля педагогов, имеющих курсы повышения квалификации в течении последних 3 лет: 1-25 % Доля педагогов, имеющих курсы повышения квалификации в течении последних 3 лет: 26-50 % Доля педагогов, имеющих курсы повышения квалификации в течении последних 3 лет: 51-100 % 17 18