Как развить и поддерживать интерес ребенка к чтению?

22.05.2025

Как развить и поддерживать интерес ребенка к чтению?

 Малыш, впервые знакомясь с книгой, рвёт, мнёт, грызёт, – это самая распространённая реакция на книгу у большинства детей. К первому году жизни книга становится любимой игрушкой. Поэтому, в этот период жизни малыша лучше знакомить с сенсорными книгами. Его забавляет звук, который появляется при нажатии на картинку, шёрстка на странице, которую можно погладить, подвижные глаза героев книги.

После года ребёнок узнаёт изображения, называет и показывает предметы на страницах книги. Причём, он принимает рисунок за реальный предмет. Первое время пытается взять предмет или просит взрослого дать ему предмет с картинки. Для этого возраста характерны книги на картонной основе с небольшим количеством страниц, с яркими иллюстрациями. с домашними и дикими животными, с картинками овощей и фруктов, потешки.  Многим детям нравятся книжки-игрушки всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых, музыкальные. Они привлекательны для ребёнка, но не стоит ими увлекаться. Книги, прежде всего, предназначены для чтения - это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.

К трём годам ребёнок начинает различать изображение и предмет. В этот период важно всё: полиграфическое оформление книги, интересные иллюстрации, манера чтения взрослого. После трёх лет ребёнок развивает свой накопившийся опыт, появляются жесты, повторения текстов, стихов, потешек, ребёнок сопереживает любимым героям.

Ребёнок часто просит взрослых почитать ему – и не только для того, чтобы узнать о чем эта книга, но чтобы поговорить со взрослым, побыть в тесном контакте, почувствовать близость и доверительность. Совместное чтение дает ребенку толчок к интеллектуальному развитию – развивает речь, мыслительные способности, кругозор, формирует интерес к книге, знакомит с нравственными ценностями. Такова особенность дошкольного возраста - процесс познания, как правило, происходит опосредованно, через взрослого. Учёными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но усваивает важные жизненные уроки.

Для поддержания интереса к чтению можно использовать такие приёмы: Хочу такой сайт

1.Завести традицию чтения вслух перед сном, очень важна эмоциональная связь и настроение, которое родитель передаёт во время чтения.

2.Использовать циклическое чтение. В течение некоторого времени книга читается по частям, у ребёнка постоянно поддерживается интерес к дальнейшему содержанию книги. 

3.Устраивать семейные чтения. Мама с папой и бабушкой могут читать книжку по ролям, и ребёнку дать возможность говорить за героя. 

4.Задавать ребёнку проблемные вопросы, провоцировать на спор и предлагать выяснить с помощью книги, кто же прав. Это формирует успешность и закрепляет чувство удовольствия от процесса поиска доказательств.

Личный пример родителей – лучший способ воспитать у ребёнка любовь к чтению.

 

Автор текста: Фролова Ольга Сергеевна, воспитатель МБДОУ №1 с.Чугуевка Чугуевский район Приморский край

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».