Как родители влияют на развитие речи детей раннего возраста-часть 6 Про чтение
06.08.2025
Рубрика: «Как родители влияют на развитие речи детей раннего возраста?»
Часть VI
Про чтение!
Сейчас беда в
том, что очень многие родители переключились на современные книги, на
современную литературу, а там сюжет, иллюстрации, задумка, отлично подходят на
двухлетнего, а вот слова, прописанные не всем двухлеткам ещё доступны. В таких
книгах слова лучше заменять самим.
Если родители
будут читать своим детям понятные книги, в этом огромная польза.
Об этом можно
много говорить, но мы даем рабочие рекомендации родителям:
Читать не когда ребёнок рядышком вдоль дивана,
а когда ребенок находится напротив мамы. Это мощная эмоциональная подпитка,
ребёнок видит артикуляцию, лучше считывает интонацию, лучше понимает эмоцию по
мимике. То есть он речевую окраску действия в книге полностью считывает с
невербалики родителя, и это конечно же улучшает понимание действий
происходящего. Чем лучше понимает то,
что находится в книге, тем лучше это влияет на понимание речи в целом.
Вообще в идеале
маме накрасить губы помадой поярче, выбрать книгу, которая нравится маме, сесть
с ребёнком друг напротив друга и читая активно делать паузы, можно всё что рядом
тоже задействовать. Например:«Тут Мишка постучался к своему другу» (стук), то
есть делать чтение более интерактивным. И чем младше ребёнок, тем больше
подключать «интерактивностей».
Мамы часто говорят, что их дети не любят
читать книжки, не слушают их, им не интересно. А может быть этот ребёнок больше
тактильный или у него упор на зрение, и тот способ чтения, который используют
родители ему не подходит. А если сесть с
ним друг напротив друга и подключать интерактивные моменты, он будет видеть
лицо мамы, то такое чтение будет увлекать ребенка. И тогда меньше будет детей,
которые не любят книжки не любит читать.
Про
дыхание!
Не все родители
понимают важность развития речевого выдоха и вообще о пользе развития дыхания.
Некоторые покупают тренажёры для
речевого выдоха (дудки, свистульки и т.д.), но забывают о том, что ребёнка
элементарно учить сморкаться, для того чтобы ребенок дифференцировал ротовой и
носовой выдох. Учить нюхать, прямо втягивать ноздрями. Сначала учим вдох и выдох через нос, а потом только через
рот. Можно использовать тонкие разрезанные ватные диски подносить к носу и
зажимая одну ноздрю второй просить прямо втянуть, а если ребёнку пока
недоступна такая инструкция, до 2 лет вряд ли кто-то поймёт, как это делать, то
просто нюхать цветочки близко поднося к носу. Нужно чтобы эти лепесточки прямо
втягивались ноздрями - «смотри, прилипло».
Авторы текста: Маслова Евгения Ивановна,
учитель-логопед МБДОУ№1 с.Чугуевка и Ибодова Екатерина Игоревна,
учитель-логопед МБДОУ№1 с.Чугуевка